— В конце ноября на заседании Курского городского Собрания принят главный финансовый документ города — бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Расскажите о бюджете на следующий год, и в чем его отличие от бюджета текущего года.
— Бюджет 2023 года по-прежнему социально ориентирован. Если сравнивать с 2022 годом, то удельный вес показателей, которые направлялись на всю социальную сферу — это и пособия, и заработная плата, и проекты, которые находятся в высокой степени реализации, — составлял 66%. В бюджете 2023 года — он более 77%. Если говорить о параметрах бюджета, то расходы в первоначальном бюджете составляют 14,3 млрд рублей, а доходная часть — 13,8 млрд. Хочу прокомментировать разрыв: он, по сути, технический и связан с тем, что мы пока не понимаем объем финансирования межбюджетных трансфертов, объем дотаций, которые будут предоставлены муниципальному бюджету из областного и федерального. Поэтому в дальнейшем при уточнении бюджет будет увеличиваться и разрыв нивелироваться. Если говорить о собственных доходах муниципалитета, то по сравнению с 2022 годом они растут. И, если в первоначальном варианте бюджета 2022 года они составляли 4,6 млрд рублей, то сейчас 5 млрд 340 млн рублей. Это говорит о стабильности, сбалансированности экономики города. Отсюда мы видим плановое увеличение доходной статьи бюджета.
— Как ранее сообщалось, в 2023 году планируется разделение Центрального округа. В чем плюсы и минусы такого решения?
— Да, мы планируем административную реформу, которая будет состоять из трех основных блоков. Первый — это разделение Центрального округа, в котором живет почти половина жителей Курска, порядка 230 тысяч. Город динамично развивается, разделение нам необходимо, чтобы более сбалансированно и оперативно решать вопросы, поступающие от жителей. Следующий этап административной реформы касается границ города в сторону увеличения в связи с появлением новых территорий, новых микрорайонов. Также сейчас в рамках административной реформы занимаемся с коллегами передачей полномочий, чтобы система управления на местах была более гибкой. Идем по пути децентрализации, так округу будет проще решать точечные вопросы. Хочу отметить, что речь не идет об увеличении численности муниципальных служащих и финансирования — мы перераспределяем полномочия. В качестве примера: все мероприятия, связанные с «Народным бюджетом». Эта программа очень хорошо себя зарекомендовала в городе Курске, от жителей поступает большое количество заявок, мы их все удовлетворяем. Но как показывает практика, зачастую у жителей возникают вопросы по корректировкам уже поданных заявок. И для оперативного принятия решений нужно, чтобы это делалось на местах, не было бюрократической волокиты. Считаем правильным, чтобы приемка объектов происходила уже вне округа, в том числе с участием жителей, которые в них заинтересованы в первую очередь.
— Как вы считаете, насколько быстро сотрудники новых администраций привыкнут к такой работе, и с какими проблемами они могут столкнуться?
— Думаю, что процесс адаптации к новым условиям произойдет достаточно быстро, потому что это та же работа, которой сотрудники занимались, но она была усечена их полномочиями. Здесь нет ничего нового: механизм усовершенствуется в части принятия решений и реализации этих проектов.
— Недавно власти сообщили о том, что планируется модернизация системы управления платным парковочным пространством Курска. Расскажите об этом проекте. Известна ли сумма инвестиций?
— Реализацию проекта платных парковок я бы рассматривал в совокупности с глобальной транспортной реформой, которая уже происходит на территории муниципалитета. Уже подписано концессионное соглашение, которое позволит модернизировать и трамвайную линию, и тяговые подстанции, и трамвайное депо. Уже в начале следующего года на улицах города появятся новые автобусы. Чтобы пассажирам было комфортно передвигаться, чтобы автобусы следовали по четкому расписанию, вся городская инфраструктура должна находиться в общей системе изменений. Чтобы разгрузить центральные улицы, разработана и утверждена схема парковочных пространств. Сейчас мы вносим точечные корректировки. Парковочными пространствами будет заниматься исключительно муниципальное предприятие. Но мы не могли обойтись без органов ГИБДД, у которых разработан свой механизм по эвакуации автомобилей, штрафам за административные правонарушения. И проект позволил нам договориться, чтобы у нас действовала служба эвакуации, которая будет заниматься неправильно припаркованными автомобилями не только в зоне парковочных пространств, но и на тротуарах, газонах. Для муниципалитета зимой это особая проблема как в плане уборки города, так и благоустройства. Комплекс этих мероприятий позволит нам упорядочить движение на улицах и организацию парковок. Мы не преследуем цель заработать на этом проекте. Средства, которые будем собирать за парковку, штрафы, будем направлять на установку детских площадок во дворах нашего города. Нам видится, что это будет действенный инструмент, чтобы автовладельцы видели, на что идут их средства.
— Что касается реализации национальных проектов — можете выделить главные достижения города в этом направлении?
— Наша первоочередная задача — реализовывать те федеральные деньги, которые нам направляются. На национальные проекты в городе Курске в этом году израсходовано уже более 3 млрд рублей. Базовые национальные проекты — это «Жилье и комфортная городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Образование». Если говорить о первом нацпроекте, то есть ряд объектов, значимых для города. Это, в основном, инженерия, самотечный коллектор Юго-западного района, реконструкция водозабора НВА, ливневая канализация поселка Северный и 2-го микрорайона. Они были жизненно необходимы для городской среды. Водозабор сдаем уже в этом году, два других объекта будем завершать в следующем. По БКД в этом году у нас более миллиарда рублей — выполнено больше 50 километров дорог и улиц. Идем опережающими темпами: план 2022 года полностью выполнен и уже порядка шести километров от плана 2023 года на текущую дату уже реализовано. Помимо этого, так называемая у нас в городе перемычка, которая связывает северный обход города и проспект Дериглазова и позволяет разгрузить плотность трафика, в следующем году позволит приступить к двухуровневой развязке на проспекте Победы и проспекте Дериглазова. По нацпроекту «Образование» раньше срока в этом году сдается школа, рассчитанная на тысячу мест, на проспекте Клыкова. Мы планируем сдать ее до конца года, чтобы в начале следующего ученики смогли пойти в новую, современную школу.
— Год был непростым. Нельзя обойти тему СВО. Какие меры поддержки разработаны в связи с этими событиями?
— Действительно, год был непростой. Но я хотел бы отметить консолидацию общества в городе. Огромная поддержка — и моральная, и в какой-то мере финансовая — от жителей города, которую мы аккумулируем и направляем на передовую нашим защитникам, участвующим сейчас в специальной военной операции. Что касается мер поддержки в городе: в первую очередь, было принято решение об освобождении семей участников специальной военной операции и мобилизованных всех категорий от земельного и имущественного налога, начиная с января текущего года и бессрочно. Для детей военнослужащих и лиц, призванных в рамках мобилизации, обеспечение бесплатным горячим питанием, бесплатным посещением детских садов, бесплатным участием в концертах, выставках — все, что связано с досугом и культурой.
— Пост мэра Курска вы заняли в феврале этого года. Получается, что работаете в этой должности почти год. С какими трудностями на новом месте вы столкнулись? Как быстро влились в новую работу?
— Основное, с чем пришлось столкнуться, — объем информации, с которым приходится работать в очень ограниченных ресурсах, и, соответственно, скорость принятия решений, которые напрямую зависят от тебя. Что касается достижений, то еще прошел недостаточный интервал времени. И, стараясь быть человеком самокритичным, я бы расставил некие приоритеты, как мне видятся промежуточные результаты, которых удалось добиться. В первую очередь, это формирование команды городской администрации. Это основополагающее для управленца — надежная команда профессионалов, способная решать любые задачи. Убежден, что мне удалось этого добиться. Следующий вызов, который передо мной стоял, — это выборы в Курское городское Собрание. Можно быть сколько угодно хорошим управленцем в системе исполнительной власти, но, не имея достаточной поддержки у законодателя, очень сложно воплотить даже самую передовую идею. И этот вызов, уверен, удалось преодолеть. Сформирован состав Курского городского Собрания. Из 34 депутатов фракция «Единая Россия» занимает 27 мандатов. Мы видим понимание со стороны всего депутатского корпуса, в том числе фракций, которые представлены меньше, те вопросы, которые мы направляем, глубоко прорабатываются, депутаты погружены во взаимодействие с нашими жителями. Поэтому нам удается принимать своевременные, необходимые для всего города решения. Если говорить о достижениях в отношении объектов, то в рамках реализации национальных проектов, все задачи, которые ставит перед регионом президент, а губернатор — перед мэром города, мы выполняем. Отдельно бы хотелось отметить транспортную реформу. Здесь, действительно, огромный пласт работ, направленный на улучшение качества пассажирских перевозок. Проект лично курирует губернатор Курской области Роман Старовойт. И в тесном взаимодействии с областными структурами, как мне видится, нам вполне успешно удается его реализовывать. Эффект увидим в дальнейшем.