Компетенция , Черноземье ,  
0 

Екатерина Харченко: «Наша задача — популяризировать профессию педагога»

Екатерина Харченко (Фото: из личного архива)
Екатерина Харченко (Фото: из личного архива)
Зампредседателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию — о новом образовательном стандарте, приоритетах в системе высшего образования, расходах бюджета, влиянии санкций и дистанционном обучении

— В ноябре Министерство науки и высшего образования России представило макет нового образовательного стандарта. Расскажите, какие нововведения ждут россиян? В чем их плюсы?

— Действительно, идет обсуждение макета федерального образовательного стандарта, и недавно в Минобрнауки прошло совещание с федеральными УМО по различным группам, специальностям, направлениям подготовки, где обсуждалось, каким же быть этому макету. Выступали представители различных учебно-методических объединений по инженерным наукам, гуманитарным наукам, экономике, геологии и другим направлениям подготовки, где эксперты обсуждали, каким же все-таки быть федеральному образовательному стандарту нового четвертого поколения. Речь идет о создании базового ядра дисциплин, что позволит унифицировать требования и критерии подготовки специалистов для реального сектора экономики. Это позволит повысить академическую мобильность, синхронизировать систему подготовки профессиональных кадров и рынок труда и учесть запросы бизнеса и промышленности в таких непростых условиях, в которых сейчас оказалась наша страна. Речь идет о синхронизации этапов подготовки (бакалавриат, магистратура), о возможности поступления в магистратуру на бюджет после специалитета и вообще о том, где стоит вернуть специалитет (пять лет обучения), а где все-таки национальной экономике достаточно подготовки четыре года бакалавриата плюс два года магистратуры. Кроме того, идет обсуждение необходимости преемственности между бакалавриатом и магистратурой и специалитетом и магистратурой. Эта работа в самом начале пути. Есть дорожная карта, реальные действия по ней начнутся с первого января 2025 года. Обсуждения будут длиться до сентября 2023 года, и обязательно будет учитываться мнение экспертного сообщества. Все смогут высказать свои точки зрения, в том числе и бизнес-сообщество, ведь главная задача — это готовить квалифицированные кадры непосредственно для отрасли.

Екатерина Харченко: «Наша задача — популяризировать профессию педагога»

— Как на сферу науки и образования повлияли санкции, введенные со стороны зарубежных государств? Она как-то трансформируется в новых реалиях?

— Безусловно. Это, прежде всего, касается научно-исследовательского сектора. К сожалению, бывшие партнеры по некоторым проектам из недружественных стран разорвали взаимодействие с вузами и научно-исследовательскими организациями. Весной этого года правительство наложило мораторий на обязательность публикаций в таких зарубежных базах цитирования, как Web of Science и Scopus. Теперь нет такого жесткого требования для защиты диссертаций или подачи заявки на какой-либо грант. Хотя, безусловно, никто не оспаривает необходимость публикаций в журналах мирового уровня. И если такая возможность есть, то ученые до сих пор это делают. И очень много стран, с которыми, наоборот, усилились контакты. Мы с коллегами недавно были в Объединенном институте ядерных исследований, где 19 стран-учредителей проекта строительства нового коллайдера «Ника». Кстати, «ника», в переводе с греческого, это не богиня победы, а глагол «побеждай». Поэтому никто из участниц не отказался от участия в этом значимом для всех стран проекте. Наука всегда была объединяющей платформой международного взаимодействия во все времена. Правительство совместно с Государственной Думой реализовало очень своевременные меры по поддержке в сфере закупок высокотехнологичного оборудования для лабораторий и научно-исследовательских центров. Можно было оперативно закупать напрямую, минуя процедуры аукционов и конкурсов, что позволило оснастить лаборатории не только оборудованием, но и расходными материалами. И сейчас также совместно с Минпромторгом реализуются программы и параллельного импорта, и импортозамещения, для того чтобы наши ученые не чувствовали дефицита в материально-техническом плане. А что касается взаимодействия с международным сообществом, я уверена, что Россия всегда сильна в фундаментальной науке и не будет недостатка в партнерах в других странах, которые дружественны сейчас с Российской Федерацией.

— Каждый год в бюджет вносят поправки. Сколько в 2022 году было выделено на науку и высшее образование? Известен ли уже примерный бюджет на следующий год?

— Расходы на науку в 2022 году составили почти 569 млрд рублей и на систему образования в целом —более пяти трлн рублей. Буквально недавно мы приняли во втором чтении бюджет на 2023 год и, безусловно, наука — это наш приоритет. Впервые Министерство науки и высшего образования является координатором и интегратором всех остальных федеральных органов исполнительной власти, которые реализуют государственную программу научно-технологического развития. Расходы в 2023 году на реализацию государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ» составят более 1,2 трлн рублей с дальнейшим ростом в 2024-2025 годах. На программу «Развитие образования» в целом на 2023 год из бюджетов всех уровней будет потрачено более пяти трлн рублей. Это беспрецедентная сумма. Это и нацпроект «Образование», и большая программа школьных капитальных ремонтов, и программа ремонта и капитального ремонта общежитий, которая так нужна в региональных вузах, и программа ФНТП, и другие программы, которые позволяют достичь поставленных президентом целей по достижению технологического суверенитета нашей страны.

— Что будет с Болонской системой образования? Будем ли мы и дальше идти по этому пути или систему как-то трансформируют?

— Юридически Российская Федерация не заключала никаких соглашений или договоров о вхождении в Болонскую систему. Поэтому сейчас речь идет не о выходе, а о формировании своей отечественной, национально-ориентированной системы высшего образования. Весь фокус внимания, прежде всего, на качество и доступность образования на всей территории нашей огромной страны. Летом прошли большие парламентские слушания о формировании национально-ориентированной системы высшего образования. Было высказано много экспертных мнений. Здесь самое главное — не торопиться и принимать взвешенные решения, которые детально обсуждаются с экспертным сообществом, в том числе и с бизнесом, и с отраслями промышленности. Кроме того, в фокусе внимания должен быть человек — это студент, преподаватель, работодатель. Поэтому мы ни в коем случае не должны реализовывать никаких революционных трансформаций в системе высшего образования, это должен быть постепенный переход, цель которого — повышение качества образования и его синхронизация с реальными потребностями рынка труда. В этом ключе ведется и обсуждение нового федерального образовательного стандарта. Есть поручение президента по созданию национальной системы высшего образования, прошли парламентские слушания, готово постановление Государственной Думы, где отражены поручения конкретным органам исполнительной власти. Это большая, сложная системная работа, которая будет весьма динамично, но эволюционно менять систему образования в сторону повышения качества.

— Существует мнение, что роль цифровизации в системе образования переоценена и что важным остается преподавательский подход к обучению и прямое взаимодействие со студентами. Что вы думаете по этому поводу?

— Я считаю, что ничто не заменит профессора в аудитории. Безусловно, цифровые методы, инструменты, платформы облегчают взаимодействие и созданы в помощь студенту и преподавателю. Порой это очень удобно, если речь идет о гуманитарных направлениях подготовки, о заочной форме, обучении в магистратуре, когда в основном студенты работают и учатся по вечерам. Я приверженец гибридной структуры образовательного процесса: что-то можно изучать в дистанционной форме, такие технологии приходят на помощь, когда иного выхода нет. Например, сейчас в Курской области некоторые школы в приграничных территориях перешли на дистанционный формат работы. Это спасает жизни детей, педагогов. Используются отечественные платформы для коммуникации: мессенджер «Сферум», Российская электронная школа. Спасибо Министерству цифрового развития: даже самые удаленные школы в Курской области и других регионах оснащены скоростным интернетом, что позволяет использовать цифровые дистанционные технологии. Но это вынужденная мера и, надеюсь, краткосрочная, потому что, кроме получения знаний, важны социализация ребенка в коллективе, опыт наставничества, проектная деятельность. С использованием дистанционных технологий мы не научим ребенка ответственности, не сможем его воспитывать, сформировать в нем коммуникативные компетенции и другие, так называемые, «мягкие» компетенции — soft skills.

— Обстрелы ведутся не только в Курской области, также и белгородские школы перешли на удаленку. Как в этом вопросе помог опыт пандемии?

— Безусловно, этот опыт используют педагоги в настоящее время. Два года назад система образования столкнулась с необходимостью использования дистанционных образовательных технологий. Многие были к этому не готовы. Сейчас этот опыт, к сожалению, пригодился вновь. Школы в приграничных территориях не так тяжело и достаточно оперативно перешли на дистанционные образовательные технологии. Это уже не вызывает негативных эмоций и отторжения у родительского и педагогического сообществ, так как это позволяет, прежде всего, сохранить самое ценное, что у нас есть, — это жизнь наших детей. Я очень надеюсь, что ситуация скоро закончится и ребята наполнят классы.

— Расскажите об основных целях и задачах на 2023 год.

— Начнем с того, что президент объявил десятилетие науки и технологий. Это очень значимо для всех ученых, исследователей, студентов, ведь наша задача — повысить статус и работать над популяризацией такой профессии, как ученый, исследователь, педагог. 2023 год объявлен годом наставника и педагога, что также нацелено на привлечение молодежи в отрасль. Принято решение о повышении уже в следующем году президентской стипендии для аспирантов, молодых ученых, они будут получать более 50 тыс. рублей. Это значимый аспект, для того чтобы выпускники вузов задумались, стоит ли идти в аспирантуру и заниматься наукой. Решаются вопросы трудоустройства молодежи, и сейчас уже заложены дополнительные средства в бюджет на то, чтобы активизировать взаимодействие между региональными министерствами труда, федеральными вузами, самими студентами и региональными предприятиями и организациями, которые ищут для себя кадры. Системно вместе с Минобрнауки целевым образом мы ведем работу, связанную с повышением стипендии, потому как у нас много талантливых студентов, имеющих достижения как в науке, так и в спорте, творчестве. Продолжится программа поддержки капитального ремонта общежитий. Уже выделено три млрд рублей, совместно с Минобрнауки будем работать над увеличением суммы средств, которые направляются из федерального бюджета. Это и продолжение программы строительства кампусов мирового уровня. Для нас очень важно, чтобы в России функционировали научно-образовательные центры мирового уровня, наполненные лабораторным оборудованием по последнему слову техники, которые станут флагманами как фундаментальных научных исследований, так и прикладных разработок для того, чтобы получить конкретные продукты и технологии и иметь возможность уже их внедрять в реальное производство.

Совместную работу также с органами исполнительной власти ведем по контрольно-надзорной деятельности. Большой фронт работ связан с профориентацией, так как, по нашему глубокому убеждению, выпускники школ должны делать осознанный выбор профессии и быть готовыми к тому, какой будет профессиональная траектория в дальнейшем. И здесь необходимо синхронизировать работу нескольких федеральных органов исполнительной власти: это и Министерство просвещения, которое отвечает за школы, и Министерство науки и высшего образования, курирующее вузы, и Министерство труда и соцзащиты, которое взаимодействует с рынком труда. А также участников государственной программы «Содействие трудоустройству молодежи» — это школы, вузы, родительское сообщество, непосредственно сами дети, предприятия различных отраслей. Масштаб задач гигантский, но уже есть подвижки.

Будем реализовывать также совместно с органами исполнительной власти на местах воспитательную деятельность: сейчас, в соответствии с Федеральном законом «Об образовании», этот аспект важен, как и обучение. Речь идет о поддержке проекта «Мы вместе», развитии программ волонтерства. Также сосредоточим усилия на поддержке семей военнослужащих, которые сейчас участвуют в специальной военной операции. Мы видим, как все вузы, все общественные организации объединились в помощи семьям, детям мобилизованных, так как очень важно, чтобы они чувствовали нашу поддержку. Эта помощь очень разносторонняя. И радует, что и студенты, и вузовское сообщество с душой к этому относятся и в свое свободное время занимаются этим, в том числе совместно с партией «Единая Россия».

В следующем году продолжим взаимодействие в рамках реализации национальных проектов. Особенно хочу подчеркнуть такую нишу, как молодежные лаборатории, которые создаются во многих вузах, где выпускники могут найти работу и остаться после завершения обучения в науке. Это такой хороший инструмент привлечения в науку талантливых студентов без опыта работы. Отдельно хочу отметить программу «Приоритет 20.30», которая позволяет реализовывать стратегии развития ведущим университетам, и обязательное условие — взаимодействие с реальным сектором экономики и поддержка регионов. Завершу фразой: «Вместе сделаем больше». Сейчас как раз то время, когда необходимо объединять усилия органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, бизнеса, общества, науки и образования. Только объединяя усилия, можно достичь результата на благо нашей страны.

Инновации Евгений Мирошников: «Умный город — не просто проект, это новая философия»
Материалы выпуска
От первого лица Вячеслав Гладков: «Экономика региона устойчива, несмотря на все вызовы»
От первого лица Роман Старовойт: «Приоритет неизменен — безопасность курян»
От первого лица Андрей Клычков: «Нам удалось стабилизировать ситуацию в экономике»
Компетенция Игорь Куцак: «Нам удается принимать своевременные решения для города»
От первого лица Максим Янцов: «Мы преодолели монозависимость в экономике района»
Компетенция Наталия Полуянова: «Сфера МСП — это уверенная доля экономики регионов»
Компетенция Юрий Клепиков: «Сейчас в прямом смысле этого слова идет борьба за Россию»
Компетенция Евгений Матушкин: «Мы сохранили все социальные гарантии для тамбовчан»
Компетенция Юрий Амерев: «Самое главное — не допустить социальной напряженности»
Компетенция Елена Лапина: «В 2022 году регионом заинтересовались 64 новые компании»
Компетенция Вадим Радченко: «Белгород должен стать самым экологичным городом»
Компетенция Василий Новиков: «Не хотелось бы закрывать экологически чистый транспорт»
Компетенция Екатерина Харченко: «Наша задача — популяризировать профессию педагога»
Инновации Евгений Мирошников: «Умный город — не просто проект, это новая философия»
Практика Игорь Есауленко: «Кадровый дефицит врачей — это общемировая проблема»
Скачать Содержание
Закрыть