От первого лица , Черноземье ,  
0 

Евгения Уваркина: «Наша цель — развивать город»

Евгения Уваркина (Фото: пресс-служба мэрии Липецка)
Евгения Уваркина (Фото: пресс-служба мэрии Липецка)
Глава администрации города Липецка — об успешно проведенных ремонтах, инструменте концессионных соглашений, планах по строительству и досрочному выполнению программы переселения граждан

— Первое, на чем хотелось бы остановиться, — это дороги. В этом году было отремонтировано рекордное количество дорог. Расскажите, какая работа была проделана.

— В этом году отремонтировали 82 участка дорог, тогда как в прошлом году — 55. Обязательно заходим в частный сектор, в отдаленные районы и, конечно, продолжаем благоустройство центральной части города. В этом году ко Дню города сделали улицу Плеханова, продолжение улицы Зегеля, Желябова, Интернациональную. Здесь у нас комплексный подход, который затрагивал не только дорожное полотно, но и тротуары, освещение. За счет синхронизации работаем в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная городская среда», взаимодействием с бизнесом для приведения в порядок облика фасадов, вывесок. Закончили реконструкцию улицы 50 лет НЛМК. Это проблемная дорога, горожане давно ждали ее ремонта. Полностью переустроили дорожное полотно, сделали велодорожки, тротуары и ливневую канализацию с системой очистных сооружений. В 2023-м продолжим работы. Уже второй год мы ставим цель — заключать контракты в текущем году на следующий год. Сейчас 100% контрактов заключено. И в этом году опробовали новый опыт: отремонтировали шесть дорог из лимита следующего года. Рады, что бизнес понимает ответственность и пошел навстречу, ведь работы, выполненные в этом году, оплачиваются в следующем. Это дает возможность двигаться с опережением. На следующий год планируем отремонтировать 39 км дорог, включая два мостовых перехода, на общую сумму 1,3 млрд рублей.

Евгения Уваркина: «Наша цель — развивать город»

— Где дороги, там и транспорт. Расскажите, здесь ведутся какие-то работы, в каком состоянии городской общественный транспорт?

— Продолжаем обновлять транспорт. В этом году в рамках федерального проекта «Чистый воздух» приобрели 25 автобусов, на это выделено почти 500 млн рублей. И на следующий год уже законтрактовали 46 автобусов. Объем финансирования почти 800 млн рублей. В рамках торгов сэкономили порядка 150 млн, надеемся, что нам удастся сохранить эти средства и направить их на приобретение газомоторного — экологичного транспорта. Новые автобусы в полной комплектации: низкопольные, с местами для инвалидов, кондиционерами, учетом пассажиропотока, что позволит нам отслеживать логистику маршрутов и вносить корректировки. К сожалению, автобусов с кондиционерами у нас пока немного. Но мы поставили себя цель продолжать эту работу.

— Также вы начали развивать трамваи: заключено концессионное соглашение. Можно ли уже говорить о новом этапе развития электротранспорта в городе.

— Средний возраст трамвайной инфраструктуры более 30 лет, износ — 70-80%, это критично и в части безопасности, и в части качества перевозок. В результате у нас ежегодно снижается пассажиропоток. Хотя трамваи — это самый экологичный транспорт, который не стоит в пробках. Поэтому включились в пилотную программу модернизации городского электротранспорта. Заключили концессионное соглашение с «Мовиста регионы», которое включает в себя модернизацию трамвайного парка — это 46 вагонов, реконструкцию более 40 км трамвайных путей и строительство 5 км новой трамвайной ветки в густонаселенном микрорайоне вдоль улицы Стаханова. Реализация инвестиционной программы планируется в течение трех лет: с 2023 по 2025 год. Это существенно улучшит качество нашего общественного транспорта.

— Также было заключено концессионное соглашение с липецким «Росводоканалом». Что будет проделано в рамках этого соглашения, и чем оно будет полезно для города?

— У нас очень интенсивный год в части заключения концессионных соглашений. Это достойный инструмент, который позволяет делать сейчас, а платить в течение длительного времени. Огромное спасибо за поддержку губернатору Липецкой области и его команде, потому что муниципалитет не способен самостоятельно взять на себя нагрузку по трамваям. В части инженерной инфраструктуры — такая же проблематика: очень высокий взнос, большое количество аварий, порывов. Концессия включает в себя модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений. Объем инвестиций в ценах всего периода концессии — почти 44 млрд рублей. Период активной инвестиционной фазы — более десяти лет, затрагивает всю систему города. Мы вместе с концессионером — компанией «РВК» — предметно проработали инвестиционную программу, стратегию развития города: и застройку новых микрорайонов, и реновацию старой застройки в центре. Сегодня это компания с государственным участием, и это больший уровень защиты для муниципалитета.

— Год оказался непростым: и с точки зрения политики, и сточки зрения экономики. Он негативно сказался на многих отраслях, в том числе и на строительстве. Расскажите, как обстоят дела в 2022 году с вводом жилья в городе.

— До конца года мы введем чуть менее 300 тысяч кв. м жилья. Это ниже уровня прошлого года. И здесь есть несколько объективных причин. Первая и ключевая — в 2020 году при разработке проекта подлетной зоны, к сожалению, мы попали под серьезные ограничения — почти 60% территории города было накрыто подлетной зоной, мы не могли выдавать разрешения на строительство. Также в течение десяти лет город был лидером по такому показателю как ввод жилья на душу населения. До 2030 года Российская Федерация ставит для себя показатель — 33 кв. м жилищной обеспеченности на одного человека. У нас этот показатель уже выше. И ежегодно, если в среднем в России вводится 0,6 кв. м на человека, то мы вводили более 1 кв. м. Это привело к тому, что у нас достаточно много жилья, и с учетом сегодняшней ситуации в экономике и уровня спроса это тормозит застройщиков. Но в течение трех лет мы должны выйти на прежний уровень, чтобы продолжить динамику строительства нового, современного, качественного жилья. Для этого мы используем, в том числе механизмы комплексного развития территорий. Благодаря закону, который вышел в 2021 году, это существенно помогает муниципалитету зайти на старые территории и совместно с застройщиком обновить их.

— Давайте поговорим о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья. Что проделано за год в этом направлении и сколько граждан переселили?

— Действующая программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда стартовала в 2019 году, по ней предполагалось переселение домов, которые были включены в реестр до 2017 года. Она завершается в 2025 году, но субъектам было предложено включиться в ускоренную программу, и мы взяли на себя обязательства. Планируем в 2023 году завершить программу. На федеральном уровне уже стартовала новая программа, которая позволяет включать дома, признанные аварийными после 2017 года. Но в нее могут включаться только субъекты, которые завершили предыдущую. Из федерального бюджета выделяются средства поддержки для регионов из расчета 33,106 тыс. за 1 кв. м жилья. Стоимость квадратного метра от 60 до 80 тысяч. Для реализации ускоренной программы субъект выделил городу дополнительно почти два млрд рублей. В начале 2024 года приступаем к реализации новой программы. И в течение последующих трех лет планируем полностью завершить ее.

— Как только вы заняли пост мэра, активно начали заниматься преображением общественных пространств. Снизились ли темпы сегодня?

— Нет: ни по деньгам, ни по объемам. В этом году благоустроили 57 общественных пространств. С 2019 года обновили шесть парков и построили новый в микрорайоне Европейский. В 2023 году приступаем к обустройству еще одного парка — «Молодежный». Но не одними парками живет город. У нас много скверов, аллей. В этом году сделали акцент на них. Это скверы Маркова, Чернобыльцев, на улице Филипченко. Хорошей традицией стало обсуждение концепций обустройства с горожанами. Также продолжили реконструкции нашего зеленого ядра — это Нижний парк, Зеленый остров. Теперь это место, где мы можем не только гулять, но и проводить мероприятия, так, впервые провели триатлон. Но еще очень много работы во дворах. И в этом году ранее существующие три программы объединили в одну долгосрочную программу «Мой двор».

— Хотелось бы поговорить о больных точках города. Одна из них — это дефицит образовательных учреждений в молодых районах. Что вы делаете для решения этого вопроса?

— Это важный вопрос, который очень волнует жителей. У нас остро стояла проблема в Университетском, Елецком и районе улиц Музыки — Трунова. Мы понимаем, что не можем строить жилье, не создавая социальную инфраструктуру. Поэтому уже заключили концессионное соглашение: на улице Музыки должны построить школу на полторы тысячи мест. В конце года решили вопрос по микрорайону Елецкий — здесь территория попадала в подлетную зону военного аэродрома. Договорились с одним из застройщиков, который выделяет из своих участков место под школу. Надеюсь, что уже в начале января заключим соглашение с Министерством просвещения. Проблема остается в микрорайоне «Университетский»: там тоже перегружена школа и строится жилье. Закрыть вопрос — цель на ближайшие два года.

— В этом году проделана масштабная работа по капитальному ремонту здания бывшего кинотеатра «Маяк». Чем важен этот объект для города и были ли трудности в процессе реализации?

— «Маяк» находится в микрорайоне Тракторный. Для жителей кинотеатр был знаковым местом, но уже лет десять он закрыт. В здании действовала лишь школа искусств №2. Дети учились, периодически, после обильных дождей, подставляя тазики. Это катастрофа! И вокруг была неухоженная территория. Мы включились в федеральные проекты «Культура» и «Жилье и городская среда», благодаря чему здесь появилось новое современное пространство. Дизайн внутри здания разрабатывали творческие ребята. Снаружи — сохранили облик, отреставрировали старую вывеску. Теперь это точка притяжения, где собирается молодежь. Если посмотреть еще шире — в Тракторном аварийное жилье. Его необходимо сносить и строить новые современные дома, тогда жители микрорайона будут хотеть оставаться там жить.

— Не можем не спросить про специальную военную операцию. Как вы сегодня помогаете мужчинам, которые пошли по контракту добровольцами, кто попал под частичную мобилизацию — как в это включился в город?

— Совместно с социальной защитой, под личным кураторством и контролем губернатора и главы каждого муниципалитета идет работа с семьями мобилизованных. Социальный куратор связывается с семьями мобилизованных, выясняет их потребности. Вопросы принимает Единая диспетчерская служба и передает в муниципалитеты. Однако больше всего меня радует, как включилось гражданское сообщество. Люди хотят помогать и чувствовать свой вклад, чтобы ребята ощущали теплоту и поддержку. И наша основная функция — координация и помощь активистам. Мы понимаем, что необходима тяжелая техника, специализированное оборудование. Здесь включается бизнес. У нас даже появились такие термины, как бизнес-ангелы и бизнес-волонтеры. Нам сейчас важно сформировать сообщество бизнеса, которое вместе с нами, вместе с горожанами объединит усилия для помощи нашим ребятам, которые защищают нас и будущее нашей страны. Они герои, а наш героизм в том, чтобы мы объединились и показали максимальную поддержку. Так мы победим!

Материалы выпуска
От первого лица Вячеслав Гладков: «Экономика региона устойчива, несмотря на все вызовы»
От первого лица Роман Старовойт: «Приоритет неизменен — безопасность курян»
От первого лица Андрей Клычков: «Нам удалось стабилизировать ситуацию в экономике»
Компетенция Игорь Куцак: «Нам удается принимать своевременные решения для города»
От первого лица Максим Янцов: «Мы преодолели монозависимость в экономике района»
Компетенция Наталия Полуянова: «Сфера МСП — это уверенная доля экономики регионов»
Компетенция Юрий Клепиков: «Сейчас в прямом смысле этого слова идет борьба за Россию»
Компетенция Евгений Матушкин: «Мы сохранили все социальные гарантии для тамбовчан»
Компетенция Юрий Амерев: «Самое главное — не допустить социальной напряженности»
Компетенция Елена Лапина: «В 2022 году регионом заинтересовались 64 новые компании»
Компетенция Вадим Радченко: «Белгород должен стать самым экологичным городом»
Компетенция Василий Новиков: «Не хотелось бы закрывать экологически чистый транспорт»
Компетенция Екатерина Харченко: «Наша задача — популяризировать профессию педагога»
Инновации Евгений Мирошников: «Умный город — не просто проект, это новая философия»
Практика Игорь Есауленко: «Кадровый дефицит врачей — это общемировая проблема»
Скачать Содержание
Закрыть