— Начнем сразу с экономики. Последние годы очень тяжелые, и этот год также трудно назвать простым. Какие ключевые меры были приняты областью для поддержки экономики?
— Их несколько, и в периоды кризиса они являются традиционными. В первую очередь, это грантовая поддержка, докапитализация до миллиарда наших фондов поддержки малого и среднего бизнеса и субсидирование процентных ставок по кредитам в отраслях, задетых кризисом в наибольшей степени. И еще один вопрос — нематериального характера. Мы зафиксировали серьезное снижение жалоб представителей бизнеса на административное давление. Снижение произошло благодаря большой совместной работе с прокуратурой по ограничению количества проверок. Это, безусловно, очень хороший результат: когда людям не мешают заниматься бизнесом, они способны развиваться и адаптироваться к меняющемуся миру.
— В этом году был целый ряд вызовов: кризис, импортозамещение, риски ухода инвесторов. Как себя вела промышленность?
— Промышленность у нас делится на несколько составляющих: это наш гигант НЛМК, это сельское хозяйство, это переработка продуктов сельского хозяйства, это экономическая зона. Сельское хозяйство и переработка чувствуют себя прекрасно, даже несмотря на погодные условия. Хорошие результаты и по инвестициям, и по урожаю. Но, в связи с санкционным давлением и изменившимися условиями получения налогов от других наших крупных партнеров, не такие хорошие как в прошлом году. Предприятия наших экономических зон неплохо работают. Были снижения, связанные со сменой собственника: «Индезит» приостанавливал производство. Сегодня пришли новые собственники, и постепенно идет восстановление. Также и по другим: «Йокохама» осталась, сейчас выходит на проектную мощность. Другие небольшие предприятия поменяли собственника, но таких немного. Только три из 296 предприятий с иностранным участием ушли. Но здания, сооружения, оборудование — все осталось. Что-то будет перепрофилировано, что-то — находить новые пути поставок. Поэтому в целом катаклизмов не произошло. Занятость населения на хорошем уровне, количество вакансий в службе занятости в несколько раз превышает количество безработных. Рынок труда стабилен.
— Вы выступали с инициативами для участников СВО. Как вы можете оценить их эффективность?
— Есть инициативы властные, связанные с налогообложением, бесплатными билетами на транспорт, горячим питанием для детей, билетами в театр, кино и т.д. — достаточно большой перечень действующих льгот. Есть прямые выплаты, а есть — забота, которую сложно измерить рублем. Мы буквально за три дня обзвонили все семьи, откуда ушли ребята на специальную военную операцию, выявили их потребности, назначили куратора. И сегодня оказываем помощь: от вскопать огород до перекрыть крышу. Мы успешно справляемся с этой работой. Кроме этого, поддерживаем парней, которые как проходят учебные сборы, так и липчан, которые уже проходят службу в зоне специальной военной операции. Мы все время на связи. Объем поддержки измеряется сотнями миллионов.
— Перейдем к бюджету. Как кризисные явления этого года повлияли на бюджет? Какие изменения вы в нем можете выделить?
— У нас очень хороший был прошлый год с большим профицитом, и мы грамотно управляли финансами. В этом году у нас дефицит 22 млрд. Расходов больше 90. Дефицит мог не образоваться, если бы урезали статьи бюджета, но мы на это не пошли, а все обязательства, которые мы на себя взяли, — они в основном социальные (повышение оплаты труда, софинансирование национальных проектов) — исполняем. И практически весь дефицит мы обеспечиваем наличием средств на расчетных счетах области. В следующем году также не снизим затрат социального характера и обеспечим полное софинансирование. Если 2024 год будет таким же сложным, значит, будем привлекать бюджетные кредиты. Это не так дорого, и финансовое состояние субъекта позволяет это делать. Поэтому планируем горизонт минимум три года. Да, может быть, будут сложности, но не радикальные.
— Липецкая область в этом году вошла в двадцатку наиболее эффективных регионов страны с точки зрения промышленности, заняла первое место в рейтинге Рослесхоза, стала лидером Черноземья по объему товаров собственного производства. Какие достижения вы считаете наиболее значимыми?
— Сейчас все говорят о цифровой зрелости. И в этом году мы занимаем первое место, в прошлом году были в тройке лидеров. Поэтому для нас составляет ценность современное направление — это «цифра» и все, что с ней связано. Мы плодотворно работаем с IT-образованием, гордимся им, в первую очередь, начальным и средним. Сейчас многое делаем для того, чтобы у нас появились «Школа-21», интеллект-центр «Прометей» — чтобы ребята могли переходить со ступени на ступень развития своих IT-навыков. Безусловно, скачок на 20 позиций в рейтинге Минпромторга и поднятие на несколько позиций в рейтинге АСИ — это все независимые оценки, которые нас радуют. Субъект движется вперед. Кроме этого, на одном из последних совещаний Маратом Хуснуллиным наш субъект отмечен среди пяти, которые наилучшим образом выполняют национальные программы. Это тоже очень отрадный факт, что мы в числе лидеров, и надеемся завершить, не выбыв из пятерки.
— Поговорим о туризме. По одному из исследований, рост туристического трафика в Липецкой области в этом году увеличился на 10%. Не маловато ли? Учитывая, что был локдаун, потоки переориентированы на регионы…
— Мне кажется, какая-то маленькая цифра. В моем понимании серьезно больше — минимум 50. У нас три основных вида туризма — это туризм выходного дня, событийный туризм и туризм проезда. С ними мы и работаем. Трасса М4 проходит через регион. Люди, которые едут на юг, раньше заезжали в Воронеж, а теперь посещают Елец, Задонск, где появляются новые гостиницы. У нас множество событийных мероприятий. Рекордный по посещаемости «Русборг», есть «Зеленый остров», который вмещает 80 тысяч человек и где в этом году прошел и джаз-фестиваль, и триатлон. Развит и спортивный туризм, и зрелищный туризм. Мы сделали усадебное кольцо. Из функционирующих — это Скорняково-Архангельское, строится усадьба Репец и усадьба на реке Воронеж. Происходит процесс смены собственников в еще одном прекрасном месте — известной мельнице Талдыкина. Процесс идет. Мы сделали не только усадебное кольцо, но и карту с яствами Липецкой области. Зайдя на сайт «Липецкая земля», вы можете составить виртуальный маршрут и выбрать для себя район по тем яствам, которыми он знаменит: кто-то салом, кто-то картошкой, кто-то соленьями. Наши основные туристические зоны — это Елец, и он возрождается, это Задонск — центр православия, это Кудыкина Гора. Только по ней сумасшедший рост, она вошла в топ-15 чудес России, это серьезный показатель. Кроме этого начали работать наши глэмпинги, на которые мы выделяли деньги, их посещают много гостей из Воронежа, Москвы. Гордимся, что нам это удалось. Вопрос в том, что не так много гостиничных мест, ведь людям надо где-то размещаться. Да, у нас крупных гостиниц и проектов по их строительству не так много, это очень объемные капиталовложения. Помогаем людям и грантами, и гарантиями строить глэмпинги. Они быстро их запускают и в очень красивых местах.
— Одним из событий этого года стал старт производства электромобилей. Мы были с вами на открытии завода «Эгида» в ОЭЗ «Липецк», который всего за два года построил инвестор из Татарстана. Какие вы можете выделить компании, которые в этом году вошли в регион, и каковы их особенности?
— Две вы назвали. Еще «Черкизово» — большой проект на 10 млрд по переработке сои. Сейчас рассматриваем еще один проект с другим производителем, который также этим занимается. Все это очень большие инвестиции. Сейчас активно ведут строительство в экономической зоне китайцы. Интересное производство по переработке топинамбура. Впереди от других инвесторов — углубленная переработка гороха, запуск комбината племенных свиней. Сегодня у нас запущен этот комплекс с иностранным участием. Мы обезопасили страну от вероятности отсутствия поставок свиноматок для обновления стада. В сельском хозяйстве много элеваторов. Наша гордость — «Агроном-сад», который занимается производством и реализацией товарного яблока. Красота сортировки и упаковки — это художественная картина.
— При работе с инвесторами вы часто употребляете концепцию ESG. Насколько, по-вашему, эта стратегия сегодня актуальна, и есть ли какая-то трансформация этого понятия?
— Экологичность, социальная ответственность, корпоративное управление — так это расшифровывается. И мы сегодня каждого инвестора принимает в регион с большой радостью, если он соответствует этим принципам. Потому что если предприятие не экологично, то оно нам однозначно не нужно. Мы всегда разговариваем о социальной ответственности и очень приветствуем правильное управление предприятием. Как регион мы одни из немногих четыре года подряд имеем рейтинг ESG. И экономическая зона, и комбинат, и Сбербанк имеют рейтинг ESG. Это новое производство, новые стандарты. Для нас это не просто звук, это мир, в котором мы теперь живем и свято следуем этим принципам.
— На что будете делать упор в 2023 году и, может быть, в дальнейшей перспективе?
— У нас идет работа и есть неплохие результаты с предприятиями, которые платят небольшую заработную плату. Я и мои заместители постоянно с ними встречаемся. Наша задача — постоянный рост заработной платы, потому что многие находятся в «серой» зоне, и эту задачу необходимо решать. Следующий аспект нашей работы — попробовать сделать людей подвижными. Что имеется в виду: есть востребованные специальности, это все рабочие специальности. Но на разных предприятиях они имеют разную оценку. На каком-то предприятии платят 30 тысяч, на каком-то — 45. В экономической зоне средняя зарплата — 55 тысяч, потому что чем выше квалификация, тем выше зарплата. Поэтому наша задача — сделать людей подвижными, чтобы они могли перемещаться с невысокой заработной платы на более высокую и не бояться этого. Сейчас готовим проект и приступим к его реализации в ближайшее время. В глобальном плане — должны обеспечить финансовую стабильность субъекта, исполнение задуманного — а у нас очень много задуманного, это возведение школ, поликлиник, объектов социально-культурного и спортивного назначения. Для этого привлекаем и Фонд национального благосостояния, и инфраструктурные кредиты. Громадное количество проектов в этой сфере. Это реновация ЖКХ, очистных сооружений, перезапуск строительного комплекса. Много лет мы сдавали один квадратный метр жилья на человека, что является целью национального проекта. В этом году у нас произошел спад, в связи с тем, что не могли выдавать разрешения на строительство из-за нахождения в подлетной зоне. Теперь перезапускаем эти процессы. Продолжаем благоустройство наших городов, по комфортной городской среде неплохо продвинулись. Проектов много. Период для страны, для региона сложный, и нам нужно поддерживать должный уровень жизни людей, чтобы условия были комфортные. Хорошие дороги, хороший транспорт. Мы номер один в ЦФО по количеству нового транспорта, идет постоянное обновление. Это развитие электрической инфраструктуры. Это, конечно, привлечение инвесторов. Проекты большие, надо их запустить. К примеру, колоссальный проект — Липецкий тракторный завод. Мы должны создать для инвестора комфортные условия. Помимо того, что мы будем его поддерживать региональным софинансированием, безусловно, должны быть налоговые льготы, потому что сегодня этот завод находится в разрухе. И для нас приоритетно его возрождение. Это большая работа по заведению сюда инвесторов. Мы уже договорились, идут технические согласования. Надеюсь, что выйдут на стройку и этот важный для всех липчан объект будет задействован. Это наш, как мы его называем, интеллект-центр «Прометей» — в прошлом пионерский лагерь, который был четвертым по мощности в стране. Выиграли грант, и уже идет косметический ремонт, и с января запустим первую смену.