Компетенция , Черноземье ,  
0 

«Применение новых технологий помогает решать вопросы импортозамещения»

Сергей Корчевников (Фото: РБК Черноземье)
Сергей Корчевников (Фото: РБК Черноземье)
Министр предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области Сергей Корчевников — о развитии сектора малого и среднего бизнеса, удачных кейсах импортозамещения в Воронежской области и продвижении бренда региона.

— Как в этом году чувствует себя сфера бизнеса, и с какими вызовами столкнулись предприниматели?

— Сегодня мы подводим предварительные итоги. Статистика показывает неплохое развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области. Приведу несколько цифр: по итогам десяти месяцев 2023 года количество субъектов МСП составляет 85 319. Небольшой прирост по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В этой сфере занято 390 тыс. человек — это 35% всего трудоустроенного населения нашего региона. Количество самозанятых постоянно растет, сегодня это больше 111 тысяч человек. Рост на 150% по сравнению с уровнем 2022 года.

За десять месяцев наши предприниматели уплатили в консолидированный бюджет более 13 млрд руб. — рост на 112% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Доля малых и средних предприятий в валовом региональном продукте — 33,5%. Это серьезный показатель — шестое место в общероссийском национальном рейтинге.

Нельзя говорить о том, что у нас нет проблем. Стараемся их решать совместно с бизнесом в зависимости от сферы деятельности. Главная задача — понять, что беспокоит предпринимателей. Для этого мы проводим различные деловые мероприятия — например, на площадке Центра «Мой бизнес», и большие форумы. В 2023 году старались проводить больше мероприятий, где присутствуют представители разных органов исполнительной власти. Бизнесмены могут услышать об успешной реализации проектов, позитивных кейсах коллег и здесь же высказать свою озабоченность, задать вопрос и получить консультацию.

— Как вы определяете основные проблемы предпринимательского сообщества?

— Проводим ежегодный мониторинг. Совершенствуем это мероприятие из года в год. В сентябре-октябре 2023 года сформировали бригаду из экспертов, представителей Центра «Мой бизнес», Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы, Росреестра, прокуратуры, уполномоченного по защите прав предпринимателей. Проводили эту работу с представителями разных комитетов регионального представительства «Опоры России», сотрудниками «Ростелекома», представителями крупных кредитных учреждений. Организовали семь «кустовых» выездов — мы выбираем город, например, Борисоглебск, и приглашаем предпринимателей и представителей органов местной власти ближайших районов. Эксперты рассказывают о нововведениях, изменениях законодательства, потом каждый предприниматель имеет право высказаться о том, что его беспокоит, либо задать любой интересующий вопрос. Такие же мероприятия мы провели в пяти районах Воронежа.

Вторая часть мониторинга заключается в организации онлайн-опроса. В мероприятии участвовали больше пяти тысяч респондентов — это серьезная выборка. Сегодня происходит обработка информации и сбор аналитики. Традиционно уже в 2024 году на заседании правительства я буду докладывать о проблемах. Это позволит правительству выработать конкретные меры поддержки, либо часть вопросов транслировать на федеральный уровень, если решение зависит от федеральных министерств.

Так мы выявляем проблемы общего характера — например, недостаток рабочих рук по различным специальностям, и специализированные проблемы — повышение кадастровой стоимости имущества, изменения в законе о рекламе, применение «банковского светофора». Очень много локальных вопросов. Все это будем изучать и превращать в специальный аналитический документ, который послужит для нас главным источником принятия тех или иных решений в 2024 году.

Сергей Корчевников: «Применение новых технологий помогает решать вопросы импортозамещения»

— Одна из главных тем сегодня — это импортозамещение. Как справились воронежские предприятия и смогли ли они занять место зарубежных конкурентов?

— Импортозамещение остается одной из главных задач — и в масштабах страны, и для Воронежской области. Радует, что наши предприниматели поняли: занимать новые ниши — перспективное направление развития. Уже есть успешные кейсы. Мы с коллегами посещаем предприятия производственной сферы, чтобы своими глазами видеть, как происходит импортозамещение и как это выглядит в конечном продукте.

Приведу несколько примеров. Научно-исследовательский центр выпускает приборы для производственной и медицинской сфер, делает много собственных изобретений. Сотрудники создали привод, который работает в открытом космосе. Это единственное и уникальное изделие: во всем мире аналогичные приборы работают в специальных кожухах. Конечно, применение новых технологий помогает решать вопросы импортозамещения.

Или компания, которая работает в медицинском оборудовании, делает надежные коллекторные двигатели. Следующим шагом было производство не коллекторных двигателей, которые в своем сегменте являются очень маленькими, легкими, их вес примерно 70 г. Это настолько удачная разработка, что сегодня мы рассматриваем вопрос применения этих двигателей для производства беспилотных летательных аппаратов. Ждем первую разработку, потом будем вести переговоры с другими компаниями.

Недавно ездил в компанию «Интелка». Она активно занимается разработками и выпустили программное обеспечение для автоклавов, которые применяют в авиапромышленном комплексе. Эта технология поможет всей отрасли. Компания единственная в России обладает соответствующим сертификатом. Сегодня мы видим возможность масштабировать этот бизнес. Идет строительство нового логистического высокотехнологичного производственного комплекса. Будем приглашать туда других представителей бизнеса, чтобы показывать, как можно наладить процессы у себя.

Другая компания, которую я планирую посетить, занимается импортозамещением запчастей для подвижного состава железных дорог. Они разработали цилиндрово-поршневую группу для тепловозов — как магистральных, так и маневровых. Это единственная разработка в России: ранее такие сложные технологические аппараты поставляли из стран Европы. Думаю, стоит предоставить новые возможности предприятию — построить цеха и масштабировать их уникальный бизнес.

— Есть ли примеры импортозамещения, не связанные с промышленным производством?

— Это все примеры технологического характера, но существует и предприятие, которое производит шампуни под маркой Calin. Это тоже высокотехнологичное импортозамещение, производство сегодня активно развивается. Мы помогли им с презентацией продукции и размещением в крупных ритейлах. Вижу перспективу в строительстве еще более крупного производственного цеха. Недавно посещал предприятие, которое производит чистящие и дезинфицирующие средства. Потребители — отели, рестораны и производственные комбинаты. Благодаря работе их технолога удалось заменить средства, которые ранее получали из Европы. Причем отечественные продукты более качественные и дешевле европейских. Занялись этим проектом, сегодня подбираем земельный участок для строительства отдельного завода.

Можно приводить массу таких примеров из разных сфер деятельности. На мой взгляд, у нас интересные перспективы на 2024 год. Здесь две составляющие: первое — это действительно проблема, когда поставки из-за рубежа резко прекратились из-за санкций, а второе — это возможности бизнеса по масштабированию производства. Это означает увеличение налогооблагаемой базы и появление рабочих мест. Недавно проходил форум «Цифроземье». Я участвовал в сессии по импортозамещению. После открытия вместе с зампредом правительства Воронежской области Артемом Верховцевым проходили мимо стендов, рядом с одним ребята рассказывали об уникальной технологичной продукции. Когда мы задали вопрос, оказалось, что компоненты, к сожалению, поставляют из-за рубежа. Предложил, чтобы они предоставили техническое задание, которое мы передадим предпринимателям. Мы готовы заменить эти комплектующие — как правило, после этого предприятия получают компоненты с лучшими характеристиками.

— Существует пример Липецкой области, которая запустила проект «Агрегатор» — фермеры поставляют в магазины местную продукцию. Есть ли такие примеры в Воронежской области? Что вы делаете для продвижения местных брендов?

— Впервые региональный бренд пытались создать в 2019 году — по примеру существующего бренда «Сделано на Кубани». Были бренды «Воронежское качество», «Петровский стандарт». Но возникла проблема контроля качества этой продукции. Для предпринимателей это лишняя нагрузка: приходилось менять упаковку. Мы продолжали общаться с бизнесом, понимали их стремление и желание продвигать свой бренд.

Потом начали организовывать и проводить торгово-закупочные сессии, где местные товаропроизводители презентовали свою продукцию, там заключали много контрактов. Продукцию размещали, в том числе, и в федеральных сетях. Продолжали совершенствовать эту деятельность, ввели практику на форумах презентовать продукцию местных брендов.

В 2023 году проходили такие форумы, как «Красивый бизнес», «Спортиндустрия 2.0», «Бизнес для села — село для бизнеса», форум Столля, VIII Воронежский форум предпринимателей, международный форум «Воронеж торговый» — он представлял собой огромную площадку, где представлена продукция всех районов и городских округов Воронежской области. Туда приезжали и представители других стран, завязывались интересные контакты. Помимо бизнеса участвовало региональное управление ФСИН, у них раскупили много продукции, деятельность высоко оценил Минпромторг.

Мы получили хороший опыт и движемся дальше. В августе 2023 года президент России поручил разработать соответствующую программу, недавно ее утвердил губернатор Воронежской области Александр Гусев. Над ней работало наше министерство вместе с коллегами из министерства экономического развития региона. Министерство предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области выступает уполномоченным органом, будем работать с коллегами из минсельхоза, министерства экономического развития, минстроя. Это обширная работа, затрагивающая различные сферы деятельности. В программе 15 основных блоков. Один из них посвящен продвижению брендов — в том числе, через средства массовой информации. Сегодня стоит задача мониторить продукцию, которая уже есть в регионе.

— На предпринимательском форуме в ноябре 2023 года вы сказали, что во всем мире примерно 25% технологий рождаются в университетах. В нашей стране — 3%. Что нужно, чтобы развивать сферу молодежного предпринимательства, и какая ситуация сегодня?

— Эту интересную статистику увидел в аналитических материалах. Сегодня мы уже говорили о такой проблеме, как нехватка рабочих рук в определенных сегментах экономики. Этот вопрос нужно решать на уровне образовательных учреждений. У нас действительно хорошие средние и высшие учебные заведения, но происходит разрыв между тем, кого мы обучаем и по каким специальностям, и потребностью реального сектора экономики. Не хочу никого обидеть, но невозможно быть исключительно юристом или экономистом — хотя я сам обладатель этих специализаций. Мы видим новые тренды: предприниматели предлагают высокие заработные платы специалистам востребованных специальностей. Это первая причина.

Вторая причина — это постоянное пополнение рядов предпринимателей. Здесь ставка делается на молодых людей — студентов старших курсов вузов. Я общаюсь с молодежью и вижу, что у нас уникальные ребята: уже обучаясь в вузе, они имеют собственные разработки.

Мы вместе с ВГТУ и их «Точкой кипения» провели мероприятие, в котором участвовали около 100 студентов разных вузов. Подключали практиков, ученых, предпринимателей, они помогали ребятам развивать их идеи. В итоге мы видим два направления — либо ребята становятся учеными и продолжают научные разработки, что тоже очень важно, либо учатся монетизировать свои идеи и становятся предпринимателями. В конце проекта бизнесмены взяли на работу некоторых студентов, чьи идеи им понравились.

Вместе с Центром «Мой бизнес» поставили себе задачу и разработали собственную программу, которую начали реализовывать в 2023 году. Подключили наших партнеров — компанию «Техстарт». Уже есть результат: 12 проектов победили на федеральном уровне и получили грантовую поддержку от Фонда поддержки инноваций. Тематика разнообразная — от компьютерных игр до экологии, благоустройства, медицинской сферы, туризма. На наш взгляд, эти проекты имеют хорошую перспективу. Тем более, что сегодня существующий проект поддержки предпринимательских инициатив включает блок поддержки молодых предпринимателей. В 2022 году 27 проектов получили поддержку на сумму 13,5 млн руб., а в 2023 году 30 молодых предпринимателей получили больше 14 млн руб. Проекты реализуют в сопровождении Центра «Мой бизнес». Мы понимаем, что сегодняшние молодые люди — это будущие управленцы, политики, экономисты, от которых будет зависеть судьба страны, поэтому будем вкладываться в нашу молодежь.

— Вы курируете туризм, как определяете основной вектор развития сферы?

— По данным Росстата, в 2023 году неуклонно растет туристический поток. За девять месяцев 2023 года Воронежскую область посетили 1 млн 600 человек — это рост в 70%. Наши гости оставили больше 3 млрд руб., которые влились в экономику региона.

Основная задача — развитие туристической инфраструктуры и ее продвижение. Существуют федеральные меры поддержки, в 2023 году наш регион получил многомиллиардную поддержку крупных проектов. Идет финансирование на инженерную инфраструктуру. На конкурсной основе выиграли субсидию на создание быстровозводимых отелей и модульных конструкций. Это очень актуально для Воронежской области: как правило, такие мини-отели создают в экологических зонах, у воды. Отдельная субсидия — на обустройство пляжей, у нас прекрасные реки — Дон, Воронеж, Усманка. Традиционно пользуются популярностью сплавы на байдарках и сапах, отдых у воды. Мы видим, что летом места отдыха переполнены, а такие проекты помогают сделать отдых у воды цивилизованным. Они востребованы среди жителей Воронежской области и наших гостей.

Будем развивать кластерную политику. Сегодня действует Воронежский туристско-рекреационный кластер (ТРК), который объединил больше 20 участников. Наша следующая идея — развитие ТРК на базе Павловска, Россошанского и Подгоренского районов. В августе 2023 года мы провели стратегическую сессию по развитию туризма в Павловске, пригласили наших коллег и экспертов федерального уровня. Провели мозговой штурм, скоро у нас на руках будет аналитика, создадим нормативную базу для ТРК. Мы рассчитываем на перспективу в несколько лет: кластерную политику будем проводить в и других районах области. Это нужно предпринимателям и дает им гарантию для инвестирования денег в инфраструктуру.

Как я уже говорил, продолжим продвигать Воронежскую область на различных мероприятиях, в том числе, международных выставках. Будем привлекать средства массовой информации, блогеров, приглашать их в регион. Создавать различные событийные мероприятия, которые бы могли подчеркнуть особенности нашей области. Сегодня мы выдвинули лозунг «Воронеж — родина Нового года», будем развивать этот бренд. Есть хороший опыт и понятные перспективы.

— В последнее время попадаются негативные публикации о вас. Как бы вы могли прокомментировать это?

— Я положительно отношусь к разумной критике. Для этого мы и создаем площадки прямого диалога, сотрудничаем с Центром «Мой бизнес». Я присутствую на форумах, там у каждого предпринимателя есть возможность обратиться ко мне и задать любой вопрос. Я самостоятельно веду страничку «ВКонтакте». Она служит для обратной связи от бизнеса: мне поступает много сообщений, и я трачу свое личное время, чтобы обсуждать с предпринимателями разные вопросы вечерами или в выходные дни. За счет этого контролирую работу вверенных подразделений, качество услуг для бизнеса. Каждый предприниматель уже знает об этом и привык к этому. Многие не ждут, когда у меня откроется «окно» для приема граждан, а обращаются ко мне «ВКонтакте». Мы в течение суток решаем проблему.

Другой вопрос — не конструктивная критика, а искажение фактов и художественный вымысел. На это я могу ответить фразой Черчилля: «Если ты хочешь пройти свой жизненный путь до конца, не стоит тратить время, чтобы останавливаться и кидать камень в каждую тявкающую собаку».

— Поделитесь планами на 2024 год.

— Мы ожидаем изменения существующего национального проекта, который касается малого и среднего бизнеса. Это скорректирует и работу нашего министерства, Центра «Мой бизнес». Главное — чтобы все меры поддержки муниципального, регионального и федерального уровней были эффективными для бизнеса. Наша задача — как минимум, сохранение численности занятых в сегменте МСП. Более глобальная задача — создание новых юридических лиц и их масштабирование.

Есть интересные проекты в сфере торговли — по продвижению наших брендов и товаропроизводителей на разных уровнях. Будем создавать площадки на территории региона, стимулировать здоровую конкуренцию, выходить за пределы Воронежской области и презентовать нашу продукцию в других регионах. В сфере туризма продолжим создавать современную востребованную инфраструктуру и продвигать уникальные особенности Воронежской области.

Практика Александр Бабанов: «Стараюсь пропускать проблемы бизнеса через себя»
Материалы выпуска
Компетенция «Наши граждане переориентировались на внутренний туризм»
Компетенция Анатолий Гольцов: «В рыночной экономике границ не бывает»
Практика Павел Ковалев: «Оспорить кадастровую стоимость получается в 50% случаев»
Компетенция «Командообразование — это мегатренд на ближайшие годы»
Компетенция «Применение новых технологий помогает решать вопросы импортозамещения»
Практика Александр Бабанов: «Стараюсь пропускать проблемы бизнеса через себя»
Компетенция Сергей Наумов: «Самое важное, когда люди держатся вместе»
Инструменты «Малый бизнес быстрее адаптируется к новым реалиям»
Компетенция «В среднем ежегодно Центр «Мой бизнес» оказывает около 10 тысяч услуг»
Практика «В борьбе за кадры компании сами растут»
Бизнес-кейс «Бизнес полностью выходит в правовое поле»
Практика «Юридическая фирма нацелена на предотвращение проблем у клиентов»
Практика «Туристический потенциал Липецкой области недооценен»
Инструменты Орищенко: «Идет краш-тест российского бизнеса»
Практика «Россия остается очень важным рынком для наших фирм»
Содержание
Закрыть