— Расскажите об итогах 2023 года: каких результатов удалось достичь вашей компании?
— 2023 год — это год новой эры. С началом специальной военной операции, я считаю, Россия вышла на новый этап развития. Большой рывок сделала в сфере импортозамещения. Наконец налажено производство отечественных деталей, собственной продукции, создание чего-то нового. Это важно, чтобы мы не зависели от европейских и американских поставщиков.
Прошлый год показал, что работы у нас будет много. Нашей компанией была начата реализация двух крупных проектов. В этом году у нас уже два новых объекта в работе. Думаю, мы на этом не остановимся, звонки от потенциальных заказчиков поступают постоянно. К сожалению, сегодня приходится где-то даже отказывать, оттягивать сроки. Но мы нацелены на плодотворную и сложную работу.
— Расскажите, чем именно занимается ваша компания?
— Наша компания специализируется на проектировании промышленных зданий и сооружений. Чтобы было более понятно: все объекты и заводы особой экономической зоны «Липецк» — это наш профиль. Также мы являемся одним из подрядчиков НЛМК. В этом году компания будет отмечать десятилетний юбилей, из них восемь лет точно компания «МСП» выступает партнером Новолипецкого металлургического комбината. Один из наших объектов — крупный логистический центр, который раньше был заводом по изготовлению железобетонных изделий. Сейчас на экспертизе находится проект для НЛМК — склад слябов КЦ-2.
— Какие проекты были закончены в 2023 году?
— В 2023 году был успешно реализован проект по строительству завода по производству кормов для домашних животных. Амбициозный проект, который был задекларирован на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году. И при нашем непосредственном участии с нуля, всего за год, под Липецком появилось новое производство. Это наша совместная мини-победа. Хотя я до конца не верил в сроки, скажем честно, но все удалось. Ленточка на торжественном открытии завода уже перерезана, производство запущено.
— С какими новыми вызовами столкнулась компания в прошлом году?
— Увеличивается количество заказчиков. То есть востребованность проектирования сейчас очень возросла. С нас все начинается, этап проектирования объекта — один из самых важных во всем процессе возведения производства. Поэтому сегодня требуются квалифицированные проектировщики. А в связи с тем, что объемы проектирования увеличились, нам не хватает ресурсов.
Вызов в том, что нужно понять, где взять ресурсы на выполнение объема востребованных на рынке работ, и как эти ресурсы потом сохранить, когда объем упадет. Сейчас такое время, когда нужно завоевывать этот рынок, делать все для привлечения кадровых единиц.
— Какая специфика работы с объектами в особых экономических зонах?
— Как таковой специфики нет. Это как проектирование любого промышленного производства: любой производственный объект имеет свою специфику и во многом зависит от технологии производства и производственной линии. Также большую роль играют поставщики оборудования. Нам важно, чтобы они досконально рассказывали о поставляемой продукции, обращали внимание на каждую деталь, объясняли все сложные моменты, которые могут возникнуть с оборудованием. Если производитель сам не понимает, как его оборудование должно заработать, нам невозможно спроектировать объект. Базовый инжиниринг должен быть понятен в полном объеме. И тогда проект легко реализуется, на этапе строительства не возникает никаких трудностей в монтаже оборудования, в дальнейшей его наладке. Весь процесс происходит быстро.
— Какой этап в вашей работе самый сложный? Бывает такое, что в момент проектирования приходится заново что-то переделывать?
— Это как раз вопрос исходных данных, о которых я говорил выше. Также сложен вопрос экономики, потому что заказчик сначала готов много потратить на проект, а когда начинает считать деньги, то зачастую бюджета на что-то не хватает, начинают передумывать. Например, был один поставщик котельной или вентиляции, нашли дешевле — снова проводится тендер. Замена поставщика влечет за собой то, что мы заново проектируем объект, пересматриваем всю линию от технологии до строительной, электрической части, автоматики. И из-за этого, естественно, срок проектирования растягивается. Цена проектирования, по идее, должна увеличиться, но мы лояльно относимся к заказчикам и редко просим дополнительно деньги.
— Одна из главных тем последних лет — это импортозамещение. Как вы видите изменения в этом направлении в своей работе?
— Это один из проблемных вопросов в нашей сфере деятельности. Зачастую мы не можем найти замену какого-либо зарубежного оборудования для наших заказчиков. И в России подобного пока не производят. Даже если попадаются какие-то доступные аналоги, не всегда они могут быть качественными. Поэтому приходится искать пути решения проблемы. Наша компания всегда старается оказывать услуги качественно, быстро искать альтернативу, чтобы заказчик успел вовремя приобрести необходимые детали и оборудование.
Однако стоит учитывать, что рынок сейчас очень нестабилен в плане стройматериалов: то они дорожают, то совсем уходят с рынка, то находится импортозамещение. Как пример, болты Hilti, которые часто используются при строительстве производств. В начале специальной военной операции поставщик ушел с российского рынка, мы не могли закупить необходимые детали. Сейчас они поменяли название и вернулись в Россию, их продукция опять доступна для отечественных компаний. Но в период их отсутствия мы действительно столкнулись со сложностями. И такая ситуация со многими позициями. В этом случае страдает вся цепочка работ с объектом: спроектировали здание, потом из-за санкций какое-то технологическое оборудование не получилось закупить и доставить. А это значит, что мы начали проектирование заново, сделали два шага назад.
Отмечу, что сегодня на российский рынок активно выходит китайское оборудование. Единственный минус: с китайцами пока тяжело работать в плане коммуникации. Они не совсем понимают, что нам нужно, а нам очень тяжело донести свои пожелания. Разные менталитеты дают о себе знать. Но мы работаем над этим вопросом.
— Правительство России ставило задачу сократить сроки строительства и проектирования, а также затраты на строительство промышленных объектов. Какие проблемы сегодня существуют на этом пути и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
— Вопрос тоже непростой и неоднозначный. Если и можно сокращать сроки строительства, то каким путем? Строительству любого объекта предшествует большой подготовительный период. Некоторые наши предприниматели любят рассказывать о том, как китайцы возводят огромные многоэтажки, условно, за месяц. Наверное, китайцы так могут, но никто не спросил, сколько времени у них занял подготовительный период — укрупненная сборка, заказ материалов, подготовка проекта. И это, наверное, занимает не меньше времени, чем у нас. А подготовительный период очень важен. По моему мнению, процесс проектирования не надо сокращать, лучше дать специалистам время, чтобы сделать свою работу качественно и продумать каждую деталь, выбрать необходимое оборудование. Именно это поможет в будущем сократить сроки на других этапах. Надо просто идти по намеченному пути к цели.
Сокращение сроков в строительстве и проектировании, наверное, возможно в типовых проектах, если это, например, какой-то ангар. Как раньше в Советском Союзе были типовые каталоги, типовые серии, где были указаны базовые параметры. У строителей была четкая раскладка по цене и стоимости материалов, размерам объекта. По сути, проект был готов. Со временем у нас убрали серийность, запретили строить типовые объекты. Может быть, возвращение к этому советскому опыту и создание типовых альбомов ускорит проектирование и строительство. Пусть не полностью поможет именно по технологической линии, но будет известен каркас здания, будет понимание того, сколько на это потребуется средств.
Сегодня мы создаем объекты индивидуально для каждого заказчика, аналогов которых нет. И в этом случае сокращать срок строительства можно за счет процесса проектирования. Качественный подход к проектированию сократит срок строительства.
К каждому объекту необходимо подходить индивидуально. Не надо забывать, что скорость скоростью, а качество превыше всего. Прежде всего, мы проектируем производства, где будут работать люди — это человеческие жизни, факторы рисков загрязнения. Все это очень важно. Как показывает опыт, необходимо сделать надежный продукт, который будет отвечать всем требованиям, который будет безопасен и простоит весь срок службы. А это обычно 50-100 лет.
— У вас действительно сложная работа, где требуются квалифицированные кадры. Отмечаете ли вы проблему кадрового голода?
— К сожалению, ситуация в нашей отрасли не отличается от тенденций России. И кадровый голод — это наша болезнь и проблема. Я не понимаю до конца, с чем она связана, то ли с увеличением объема востребованности проектирования... Хотя, мне кажется, она вызвана тем, что престижность нашей профессии снизилась. Молодые люди считают, что круто быть инженером, но не проектировщиком. По статистике, маленький процент молодых кадров идет в область проектирования.
Сегодня я знаю всех проектировщиков, которые работают в Липецке, знаком с грамотными специалистами. И сейчас местные компании стараются любыми способами их друг у друга переманить, заполучить именно в свою команду. И это глобальная проблема. Я вижу один выход из этой ситуации — искать специалистов на рынках других регионов. Например, Воронеж — это кузница кадров. Там намного больше выпускается студентов, чем в Липецке. Попробуем привлечь молодых специалистов оттуда. Может быть, стоит перенять опыт компании «Самолет» и обеспечить рабочие места удаленно. Хотя нам во время пандемии такой формат работы не понравился. К сожалению, нарушается процесс коммуникации, особенно важно, что теряется связь старшего и младшего поколений. У опытных сотрудников нет возможности подробно объяснить молодым специалистам нюансы работы со сложными объектами, подсказать вовремя, как не допустить ошибки в проектировании.
— Каким вы видите решение данной проблемы?
— Это глобальная проблема страны, она коснулась всех отраслей. Наверное, стоило бы популяризировать работу в той или иной отрасли, как это было в Советском Союзе, когда рассказывали, почему престижно быть рабочим. Но вопрос более сложный. У нас общий дефицит кадров в стране. Как сказал Владимир Путин, есть два пути решения — либо искать специалистов извне, приглашать из ближних и дружественных стран рабочую силу, либо оптимизировать процесс путем увеличения работы, но уменьшения сотрудников. Как действовать во втором случае, я пока не знаю. В первом варианте тоже есть вопросы. У нас одни подходы к обучению студентов и образовательные программы, в зарубежных странах другие. Уверен, что из Казахстана не приедут специалисты с такими же знаниями, как у нас. Но сегодня вопрос решается на уровне государства. Поэтому, думаю, нам удастся прийти к положительному результату.
— Какие планы ставите перед собой и своей командой на этот год?
— Выполнить тот объем проектов, который мы запланировали. У нас в этом году два объекта будут на рассмотрении Главгосэкспертизы. Она всегда предъявляет серьезные требования к проектированию. И получение положительных заключений — всегда для меня победа. И, конечно, хочется, чтобы люди из моей команды не только работали, но еще и находили время для отдыха. Потому что я вижу, что в связи с большой нагрузкой люди выгорают. Хотелось бы, чтобы моя команда умела отдыхать и получала удовольствие от работы.
Реклама. Рекламодатель: ООО «МСП». erid=2SDnjdVPT3w